?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В первой части исследования я очень коротко расписал проблемы Ленинского и оценил, как повлияет на проблемы реализация официального проекта реконструкции и проекта «Скоростной трамвай». Сразу отметив, что аргументации моих выводов об эффективности решения в посте нет, пообещав привести ее позже. Но многие все равно возмутились "а почему нет аргументации?". Это несколько удивило, но что удивило еще более: часть противников проекта подвергла сомнению само существование описанных проблем!

Попробую восполнить пробел: расскажу подробнее и о проблемах (и их аспектах), и о решениях (и их влиянии). Говорю скажу:
1. Эта часть вторая, но не последняя. Потому заранее прошу понимания, если не удастся ответить сразу на все вопросы.
2. Если встретите ошибку в цифрах – кидайте ссылку с обоснованием правильной.

Проектные решения по реконструкции Ленинского

Проект проекта планировки Ленинского постоянно корректируется и еще не утвержден. Текущий вариант выглядит вот так (картинка кликабельна, 13 МБ):
Ленинский проект

По замыслу проектировщиков основных целей три:
1. Разделить транспортные потоки с разной функциональностью. Т.е. отделить транзитный поток от движения, обслуживающего территорию.
2. Повысить пропускную способность самого Ленинского проспекта. Это позволит сократить время передвижения по проспекту не только на личном, но и на общественном транспорте.
3. Повысить связность территорий. Это возможно только при повышении пропускной способности Ленинского, которая формирует необходимые условия для развития поперечных направлений, пересекающих проспект магистральных улиц.

Какие же проектные решения используются? Есть прекрасные фото Павла Семкина (кстати, он скорее противник проекта), которые это иллюстрируют. Правда, не будем забывать, что это макет, потому все что касается разметки и геометрии, левых поворотов, здесь не окончательное. (все картинки кликабельны)

Развязка с МКАД (в правой части - Ленинский пр.в центр)
Развязка с МКАД

Существующая эстакада над проспектом Вернадского - ул. Островитянова
эстакада над проспектом Вернадского-ул.Островитянова

Туннель под ул. Миклухо-Маклая и 26 Бакинских Комиссаров
туннель под ул.Миклухо-Маклая и 26 Бакинских Комиссаров

Эстакада над ул. Лобачевского - Обручева
Эстакада над ул.Лобачевского-Обручева

Эстакада над ул. Удальцова - Новаторов, Кравченко - Ак. Пилюгина
Эстакада над ул.Удальцова-Новаторов, Кравченко-Ак.Пилюгина

Туннель под Ломоносовским проспектом
Туннель под Ломоносовским проспектом

Туннель под Университетским проспектом - ул. Дм. Ульянова
Туннель под Университетским проспектом-ул.Дм.Ульянова.

Перечислим главные:
1. Перегруженная клеверная развязка с МКАД будет реконструироваться, на ней достроят 3 направленных съезда. Кстати, что это будет делаться по отдельному титулу и еще до реконструкции Ленинского. Это позволит убрать проблему прямого хода Ленинского и в область, и в центр из-за съездов и пробок на МКАД.

2. Ленинский станет бессветофорным от ТТК до МКАД. 3 пересечения (с Миклухо-Маклая, Ломоносовским и Дмитрия Ульянова) будут тоннельными, а лишь 2 (с Лобачевского и с Новаторов – Пилюгина) – эстакадными. (Изначально, кстати, эстакадными должны были стать 4 пересечения, но проект скорректировали по просьбам жителей и чтобы не портить облик Ленинского.) Это позволит увеличить пропускную способность Ленинского с нынешних 3000-3200 до 4500-5000 авто в час в каждую сторону. А средняя скорость в интервале 7-21 часов вырастет с нынешних 20 км/ч не менее чем до 35 км/ч, т.е. почти в 2 раза.

3. Над всеми тоннелями и под эстакадами перекрестки Ленинского с поперечными направлениями останутся светофорными. А благодаря тому, что основной ход Ленинского уйдет в тоннель / на эстакаду - с поперечными, пересекающими Ленинский улицами за «светофорное время» будут «конкурировать» только поворотные направления с Ленинского! Это позволит значительно сократить время ожидания и поперечным направлениям, и пешеходам через Ленинский. Сейчас время ожидания перехода/проезда через Ленинский в часы пик составляет 2-2,5 минуты. Благодаря тоннелям-эстакадам его можно снизить до 1-й минуты, т.е. в 2 раза.

4. Более того, «вывод» прямого хода Ленинского из светофорного цикла позволит еще и организовать 5 новых левых поворотов с Ленинского – на Ломоносовский в обе стороны, на Лобачевского и Кравченко в центр, на Ак. Пилюгина в область! По сути, все перекрестки Ленинского можно сделать лево-поворотными! Все это прекрасно видно в проекте планировки. Сразу скажу: этого не было в предыдущем варианте проекте планировки и нет на видео на официальном сайте. Но принципиально схема движения на всех перекрестках вполне может стать идентична схеме движения на Миклухо-Маклая и Ульянова. Это позволит снизить нагрузку на существующие левые повороты и снизить перепробеги. То есть повысить связность!

5. Кроме левых поворотов, точно и в большом количестве будут организованы бессветофорные развороты надо тоннелями и под эстакадами. Это опять-таки позволит снизить нагрузку на существующие левые повороты и снизить перепробеги, повысить связность.

6. На всех перекрестках Ленинского наземные светофорные переходы сохранятся. Более того, создается один новый наземный ВМЕСТО подземного – на перекрестке с ул. Миклухо-Маклая. Время ожидания на переходах можно будет сильно сократить (см. п. 3). В местах «прямоходных» участков, у домов 45, 49, 67, 79, 89/2 через Ленинский построят 5 подземных пешеходных переходов. Все с бетонными пологими пандусами с углом по ГОСТу (8%).

7. Вдоль всего Ленинского будут организованы выделенные полосы для ОТ. Они отлично видны в проекте планировки (сиреневым). Отвечу на вопрос «а почему выделенок нет на схемах на официальном сайте»? Потому что там не документ и даже не проект документа, а просто вольная иллюстрация. А проект документа, хоть и не утвержденный, выложен выше. Выделенки позволят дать приоритет общественному транспорту, увеличить его маршрутную скорость с нынешних 15 км/ч до 25 км/ч (с учетом времени на посадку-высадку), а провозную способность – с нынешних (в среднем) 3200 пассажиров в час (при наполняемости из-за пробок около 1500-2000 человек в час) до 5000 пассажиров в час при наполняемости 3000-4000, увеличив благодаря скорости спрос на ОТ и вслед за этим – частоту ОТ. Кстати, вспомним, что Варламов - Кац - Буслов обещают, что скорость их "скоростного трамвай" будет .... 24-28 км/ч. То есть по сути такая же, как у автобусов на выделенках сейчас! Вопрос: а зачем тогда городить огород с трамваем? И что это за "скоростной" трамвай, который едет со скоростью автобуса по выделенной полосе?

8. Из минусов: будет ликвидировано прямоходное движение и левые повороты на Строителей – Панферова. Это минус, т.к. несколько ухудшается местная связность. Но этот минус компенсируется левыми поворотами на Ломоносовским и разворотами. Кроме того, нужно понимать, что львиная доля потока по Строителей – Панферова – это не местный, а транзитный трафик, из-за наличия тут левых поворотов.

Как и почему реконструкция решит проблемы Ленинского?

В первой части мы отметили 9 проблем, связанных с Ленинским проспектом, объединенных в 4 больших блока:



Разберем подробнее все 4 блока проблем. И разберемся, почему решения по проекту помогут их решить.

Блок проблем 1: пробки на Ленинском
Включает 4 проблемы:
- В область для личного транспорта
- В область для общественного транспорта
- В центр для личного транспорта
- В центр для общественного транспорта

Что говорят противники проекта?
Критики официального проекта отчаянно акцентируют внимание на «бутылочном горлышке в центре», трогательно «заботясь» о тех, кто якобы «встанет в пробку от ТТК до Моховой». В результате создается впечатление, будто:
1. Главная проблема Ленинского проспекта сейчас – это узкий въезд в центр от ТТК до Садового
2. На остальной части Ленинского проспекта проблем нет (почти нет) ни в центр, ни в область
3. Все или почти все, кто едет по Ленинскому в центр, въезжают в пределы ТТК
Поэтому проект «будет бесполезен и просто перенесет пробку».

Это впечатление – ложное. На самом деле:
1. Участок Ленинского от ТТК до Садового имеет отличную пропускную способность и в центр и в область
2. Главная проблема и «бутылочное горлышко» Ленинского проспекта и в центр и в область – как раз реконструируемый по официальному проекту светофорный участок от Миклухо-Маклая до ТТК!
3. 80% потока по Ленинскому в центр не доезжают до светофорного центра, а разъезжаются на участке от МКАД до ТТК
Поэтому проект будет крайне полезен для 100% автомобилистов в область (бутылочных горлышек не останется), а также 85% автомобилистов в центр. Цифру 85% обосную далее.

Доказательства
Прежде всего обратимся к прекрасному исследованию потоков Яндекс. Чем толще линии, тем больше пропускная способность (автомобилей в час).

транспортные потоки Яндекс

Обратим внимание на огромную толщину линий на участках от МКАД до Островитянова и от ТТК до Садового. И на сужение толщины между ними!

Утром в центрВечером в область
утром-в-центрвечером-в-область1


Может возникнуть вопрос: как это получилось, что в светофорном центре пропускная способность близка, а то и выше, чем пропускная на бессветофорном участке у МКАД? Не ошибка ли это? На самом деле все вполне объяснимо.
1. От Садового до ТТК на Ленинском нет серьезных пересечений, а ширина дороги 5+5 полос. И «зеленый» Ленинскому горит до 80-85% времени (2-3 минуты), а поперечным направлениям 15-20% (около 30 секунд).
2. Как известно, пропускная способность растет при увеличении скорости до 40-50 км/ч. Средняя скорость на участке Ленинского от ТТК до Садового около 30 км/ч, что в 1,5 раза выше средней скорости по Ленинскому (20 км/ч).
3. Поток у МКАД сейчас часть времени ограничивает клеверная развязка с недостаточной пропускной способностью, которая часто запирается и тормозит основной ход.

С пропускной способностью мы разобрались. Пойдем в сторону скорости. Вот типичная картина ежевечерней пробки на Ленинском в область! Красный цвет означает скорость движения от 0 до 10 км/ч.

Вечерняя пробка в область

Картинка в центр с утра – брат-близнец вечерней. Близнец зеркальный: красный участок нужно «переставить» в обратную сторону (от Островитянова), а участок от ТТК до Садового выделить желтым.

А вот данные компании Геолайф по среднесуточным скоростям на Ленинском проспекте. А заодно – еще на двух магистралях. Данные взяты за октябрь 2012 года, время 7:00 – 21:00 по будним дням.

Геолайф---Ленинский-и-Можайка

Как видим, средняя скорость на Ленинском проспекте около 20 км/ч. Это в 1,15-1,25 раза хуже, чем на Можайском шоссе - Кутузовском проспекте – Новом Арбате, знаменитых своими пробками. И в 1,5 раза ниже, чем на бессветофорных Ленинградском шоссе и Ленинградском проспекте!

Интересно, что:
- Реконструкция Ленинградского шоссе еще закончена: самый проблемный узел (мост Победы), как предполагают, разгрузится лишь после открытия Алабяно – Балтийского тоннеля и изменения схемы движения на Ленинградском шоссе.
- Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе противники реконструкции приводят как неудачный пример реконструкции. Как видим, «реконструируемый неудачный Ленинградский» едет в среднем в 1,5 раза быстрее, чем «прекрасный» Ленинский, «который не надо трогать».

Может быть, светофоры на Ленинском плохо настроены и фазы прямого хода можно продлить? Попробуйте предложить это пешеходам и поперечным направлениям: сейчас Ленинский едет в часы пик на зеленый в среднем 120-140 секунд, а каждое из поперечных направлений (и пешеходы) имеет примерно по 35 секунд.

Как видно из исследования Яндекс, средняя скорость на Ленинском от МКАД до Вернадского и от ТТК до Садового отличная. Без этого на этих участках не могло бы быть столь высокой пропускной способности. Значит, причина столь низкой средней скорости – исчерпанная пропускная способность участка Ленинского проспекта от ул. Миклухо – Маклая до ТТК в обе стороны. И без реконструкции эту проблему не решить.

Итак, мы разобрали 2 из 3-х ложных впечатлений (про «бутылочное горлышко в центре» и про «отсутствие проблем на Ленинском в светофорной части») и убедились, что:
1. Участок Ленинского от ТТК до Садового имеет отличную пропускную способность в обе стороны
2. Главная проблема и «бутылочное горлышко» Ленинского проспекта в обе стороны – как раз реконструируемый по официальному проекту светофорный участок от Миклухо-Маклая до ТТК!

Разберем третье, про «поток, который приедет в центр и там встанет». Для начала, вот схема компании Геолайф, демонстрирующая, как распределяются по Москве потоки едущих по Ленинскому и въезжающих на него в районе МКАД с 7 до 11 утра. Кто-нибудь видит здесь узкий канал, направленный острием в «несчастный» центр города, в существовании которого нас пытаются убедить некоторые «урбанисты»? Или все-таки это скорее «муравейник», распределяющийся по городу? (картинка кликабельна).

утро от геолайфа_sm

(Красный цвет линий в данном случае выбран для контраста, он не корректирует со скоростью)

Теперь к цифрам. Которых все просят, но никто не проводит. Ниже исследование распределения потоков автомобилей по Ленинскому проспекту в направлении центра. Задача исследования - выяснение интенсивности и характера распределения потоков автомобилей, двигающихся по Ленинскому проспекту в центр. Исследование проводится компанией «Геолайф» на основе данных от спутниковых систем слежения, установленных более чем на 50000 единицах легкового автомобильного транспорта в Московском регионе. Из них по маршруту исследования ежедневно проезжает более 1500 автомобилей. Данные для расчетов были взяты за будние дни, в период с 1 по 22 марта 2013 года. Для рассмотрения принят интервал утреннего пика нагрузки, с 07:00 до 11:00. За 100% принят поток в центр у ул. Стасовой. Данные по прямому ходу взяты ДО перекрестка.

Вот средний прямоходный поток в центр за 7:00-11:00 на некоторых перекрестках:
table2

Вот средний поворотный поток на основные пересечения:
table3
* через другие перекрестки (не дублируется)

А вот итог:
table4

Почему за 100% берем Стасовой? Потому что это первый сохраняемый светофорный перекресток в центр. И критики, заламывая руки, убеждают нас, что тут все станет очень плохо. Как видим, "слухи о смерти пациента" сильно преувеличены. Если суммировать поток в центр на Ленинском перед ул. Стасовой, и всех, кто свернул с Ленинского налево и направо на всем протяжении от Теплостанского пр. до ул. Стасовой, получится, что перед Стасовой останется всего 35% тех, кто проезжал по Ленинскому. А 65%, т.е. почти в 2 раза больше – свернули с Ленинского, не доезжая! Значит, им никак не грозит «встать в пробку».

Более того – с учетом данных выше, мы уже выяснили, что участок от Стасовой до Садового имеет отличную пропускную способность. А это значит, что посчитать можно еще и так:
table5

Так что, говоря в части I о 20% потока в центр, которым реконструкция Ленинского не поможет, я ошибся. Признаю. Каюсь. :) Правда, ошибся не в ту сторону, в какую многим хотелось бы. На самом деле реконструкция "не поможет", как мы видим, лишь 15% потока в центр в 4-х часовом интервале, с 7 до 11 утра. Но не забудем, что значимые потоки есть еще с 11 до 21, т.е. еще 10 часов. По данным Геолайфа, в этом интервале в пределы Садового въезжает еще 673 авто с датчиками, а сворачивают до Садового включительно – 7359 авто. Суммарно 8032 авто. А учитывая, что проблема направления в центр с 11 до 21 явно менее острая, чем в час пик с 7 до 11, как минимум водителей этих 7359 авто можно считать «бенефициарами» реконструкции. Все это снижает процент «страдающих от бутылочного горлышка», тех кому реконструкция «не поможет», с 15% до нескольких %.

Если все-таки настаивать на верности значения 35% в интервале с 7-11 утра, поток с 11 до 21 все равно остается в выигрыше. И 35% в пересчете от общего потока в центр все равно снизятся (в этом случае примерно до 15%).

Конечно, противники проекта найдут, что сказать. Например, скажут, что данные нерепрезентативные. Окей, господа. Тогда предъявите хоть какие-то данные в доказательства ваших слов. Кроме теорий и идеологий.

Вывод:
Никакого страшного «бутылочного горлышка» в центре, которое якобы «сделает проект реконструкции Ленинского бесполезным, не существует». В худшем случае тот небольшой процент автомобилистов, кому надо в центр, потратят то же время, что и сейчас, или лишь немногим большее.

В конце концов, если на секунду встать на позицию критиков и поверить, что «в центре все будет плохо», приведем еще и такой аргумент: если в центре будут дикие пробки – значит, пару раз отстояв в мега-пробке, автомобилисты будут пользоваться Ленинским до ТТК, а в центр будут стараться ездить на ОТ. Чем это плохо, спрашивается?

Проблема чрезмерной роли центра Москвы в трудовых миграциях жителей действительно есть. И она плоха не только для авто-трафика – она плоха и для НОТ, и для перегруженного метро. И ее надо решать: более жесткими правилами парковки в центре, повышениям периферийной связности, дестимулированием владельцев офисов в центре (чтобы переоборудованные под офисы дома вернулись в жилой фонд) и стимулированием офисных центров на периферии города.

А реконструкция Ленинского не только необходима, но и неизбежна.

Подытожим, как существующий проект предлагает решить все 4 блока проблем и что он транспортно изменит.

Таблица 3. Решения по проекту реконструкции и их влияние на транспортную ситуацию

table

Пока прервемся на этом. Проблемы левых поворотов, поперечных направлений и пешеходов рассмотрим в части III.

Profile

probki
Автомобильные пробки.

Latest Month

February 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner